Аккредитационный мониторинг системы качества образования
Аккредитационный мониторинг системы качества образования
Что такое аккредитация и аккредитационный мониторинг ? (информация взята из публикации редакции "КонтурШкола" )
Аккредитация — это оценка качества образования в конкретном учебном заведении, подтверждение соответствия российским государственным стандартам. Эксперты изучают организацию обучения, документы, степень освоения программ учениками, благоустройство кабинетов и многие другие аспекты.
При благополучном исходе процедуры организации выдают или продлевают свидетельство, позволяющее продолжить работу по образовательной программе.
Если результаты проверки оказались плачевными, школу, вуз или СПО лишат аккредитации. Это значит, что учебное заведение больше не сможет выдавать дипломы государственного образца или аттестовывать учащихся.
Зачем нужен аккредитационный мониторинг?
Аккредитационный мониторинг вводят, чтобы своевременно выявлять несоответствие качества образования нормам ФГОС и оперативно устранять нарушения. Показатели учебного заведения будут систематически отслеживать удаленно. Аккредитационный мониторинг проводится не реже 1 раза в 3 года. Организации, уже имеющие аккредитацию, автоматически попадают под новую модель контроля.
- При этом органы государственной, исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления также проводят мониторинг качества образования в школах — ежегодно.
Несомненный плюс нововведения — бессрочная аккредитация. Теперь школам не нужно запрашивать проверку и беспокоиться о ее сроках и результатах. А соответствующее свидетельство будет продлеваться автоматически.
Систему мониторинга разрабатывают Минобрнауки и Рособрнадзор. Считается, что новая модель снизит бюрократизм процедуры и в целом облегчит жизнь учебным заведениям. Субъективную оценку экспертов заменят «прозрачные критерии» — благодаря этому станет яснее реальная картина происходящего в школах.
Более того, по результатам мониторинга школам дадут обратную связь — рекомендации. Следуя им, можно повысить качество образования и оперативно устранить ошибки. Рекомендации могут касаться педагогической деятельности, формирования или корректировки учебных программ, организации мероприятий по повышению уровня обучения, корректировки критериев оценки образования.
Показатели аккредитационного мониторинга в школах
Мониторинг будут проводить по нескольким показателям в балльной системе. Эти показатели — обязательные требования, подтверждающие качество образования в организации. Данные для этой статистики будут брать из уже готовых официальных документов и отчетностей, которые регулярно ведут в учебных заведениях, с их сайтов и из прочих каналов (информационно-аналитические базы ФИС ГИА, ФИС ФРДО). Также используют информацию из диагностических работ учащихся. Со временем индикаторы будут меняться в зависимости от развития сферы образования.
Утвержденные показатели по образовательным программам для школ:
- соответствие учебной программы нормам ФГОС;
- соответствие планируемых результатов освоения образовательных программ нормам ФГОС;
- квалификация педагогов, задействованных в учебном процессе;
- обеспеченность каждого учащегося учебниками из федерального перечня;
- наличие электронных библиотек;
- сведения о качестве подготовки учащихся, преодолевших минимальный порог в оценочных процедурах;
- доля выпускников, не набравших минимальные баллы ГИА;
- доля выпускников, получившая доступ к ГИА.
Приказ об утверждении аккредитационных показателей вступает в силу с 1 марта 2022 года и действует до 31 августа 2025 года. С полным его текстом и системой оценки можно ознакомиться на Официальном интернет-портале правовой информации.
Федеральный уровень:
1. Статья 97 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года № 662
3. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 24 апреля 2023 года № 660/306/448
Запись ВКС Рособрнадзора по Аккредитационному мониторингу Общее образование. 22 сентября 2023 г.
Аналитический отчет по итогам проведения аккредитационного мониторинга системы образования по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования
Региональный уровень:
1. Приказ «О региональном координаторе аккредитационного мониторинга системы образования» от 19 июля 2023 года № 1258
2. Приказ «Об осуществлении аккредитационного мониторинга системы образования» от 21 июля 2023 года № 1263
3. Информационное письмо «Об осуществлении аккредитационного мониторинга системы образования» от 27 июля 2023 года № 01-26/4817
ИНФОГРАФИКА: Материалы областного совещания от 29.08.2024 по итогам аккредитационного мониторинга
ИНФОГРАФИКА: Проведение аккредитационного мониторинга системы образования в 2023 году
ИНФОГРАФИКА: Аккредитационный мониторинг системы образования: задачи для муниципальных координаторов и ответственных лиц образовательных организаций
ИНФОГРАФИКА: Подготовка общеобразовательных организаций к проведению аккредитационного мониторинга
ИНФОГРАФИКА: Подготовка среднего профессионального образования к проведению аккредитационного мониторинга
ИНФОГРАФИКА: Аккредитационный мониторинг системы образования (АМ): внесение данных в информационную систему государственной аккредитации (ИС ГА) - 1
ИНФОГРАФИКА: Аккредитационный мониторинг системы образования (АМ): внесение данных в информационную систему государственной аккредитации (ИС ГА) - 2
Расписание внесения данных в ИС ГА Рособрнадзора для субъектов РФ
Расписание внесения данных в ИС ГА Рособрнадзор для субъектов РФ с изменениями
Муниципальный уровень:
Приказ «Об осуществлении аккредитационного мониторинга системы образования» от 27 июля 2023 №533.pdf
Информационное письмо о проведении аккредитационного мониторинга